Подпишитесь на новости сайта:

Окт 03

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях глазами психолога

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях глазами психолога

Сказка о мертвой царевнеВ нашем далеком детстве мамы и бабушки рассказывали нам сказки, и не подозревали, какой глубокий смысл сокрыт в каждой сказочной истории.
В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и способов их разрешения. Сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. Поэтому сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация, что немаловажно в психологической работе. И это знание широко используется психологами – сказкотерапевтами. Как говорится, скажи какая твоя любимая сказка и любимый сказочный герой, и я скажу кто ты.

Мне сейчас хочется поделиться своими психологическими размышлениями «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Для этого выделим основные темы сказки:

  • У царевны вместо родной матери – мачеха;
  • Царевна находится в переходном периоде – она ещё не женщина, но уже и не ребёнок;
  • Есть родной отец, но он не заступается за нее;
  • Царевну отправляют на погибель;
  • Царевна находит приют у семи богатырей;
  • Мачехе все-таки удается обманом свести со свету царевну, отравив ее яблоком;
  • Жених царевны находит ее и оживляет своим поцелуем.

Теперь разберем поподробнее каждую тему:

У царевны вместо родной матери – мачеха.

Это вопрос и является ключевым в понимании метафоры сказки. Что же скрыто за образом злой мачехи?
Пока девочка растёт в семье, она находится в отношениях отец-мать-ребенок. Когда она вырастает и перестаёт быть ребёнком, меняются роли в семье. Родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец – как мужчина, а дочь — как женщина, претендующая на мужчину. А самый близкий и доступный для дочери мужчина – отец. Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину – отца.
В сказке она не мать, а жена отца. В обычной семье у женщины две функции: мать и жена. Как мать она любит свою дочь и желает ей добра, а как жена она является женщиной и соперницей своей дочери в конкуренции за мужчину.
Вот откуда в сказке появляется мачеха: ей легче играть свою роль, если она не разрывается надвое между любовью к дочери и враждой к более молодой сопернице, как это бывает в реальной жизни.

Царевна находится в переходном периоде.

Детство героини неинтересно, сам сюжет закручивается, когда царевна расцвела. Обращаясь к сказанному ранее, мы делаем вывод, что в сказке взят наиболее кризисный, переходный момент у обеих женщин. До этого момента конфликта не было, и роли в семье не противостояли одна другой. Теперь же былые отношения – взрослый-ребёнок должны замениться отношениями равенства. Но здесь-то как раз и нет равенства: в доме две красивые взрослые женщины, у одной из них красота расцветает, а у другой гаснет.
Задача девушки – пройти свою инициацию и найти своего собственного мужчину. Задача матери – пересмотреть свое отношение к внешности и сменить сферу продуктивности. Запутавшись в социальных ролях, испытывая страх перед предстоящей старостью, она становится для девушки буквально мачехой, что и отражено как в сказке.
У обеих женщин – период смены жизненных задач. В сказках мы наблюдаем его проявление как смертельную борьбу двух соперниц.

Есть родной отец, но он не заступается за нее.

У главной героини есть мачеха и родной отец, но центральной темой является женский конфликт, больше ничей. Тогда ясен ответ на вопрос, почему отец пассивен и не заступится за дочь перед своей жестокой и несправедливой женой. Вместо отца мы должны видеть мужчину, который между двумя женщинами выбирает ту, которая может быть партнёршей. Поэтому он выбирает свою жену. Если говорить проще, то девочки и бабушки мужчин не интересуют, интересуют женщины в детородном возрасте.

Царевну отправляют на погибель.

Почему мачеха так желает извести падчерицу, даже не смотря на то, что она уже сосватана. О чем переживает мачеха? Чего боится?
«Если моя падчерица – женщина, то я – старуха». А за старостью стоит страх потери привлекательности и потери партнёра. А ещё глубже – страх смерти. Стареющая женщина хотела бы удержать молодость, красоту, цветущее плодоносящее состояние. И когда она терпит поражение в конкуренции, то вместо того, чтобы проделать глубокую внутреннюю работу и обрести новую продуктивность в новой сфере, она включается в соревнование за власть. «Я ль на свете всех милее?» – эти ставшие бессмертными строки Пушкина отражают суть женских «замерялок», кто тут «главный». Вместо полноценной женской жизни и проживания момента идёт набор очков.

Царевна находит приют у семи богатырей.

Царевна была уже засватана, когда нашла приют у семи богатырей. Она очаровала их своей красотой и короткостью, и поступило предложение стать женой кого-то из семи братьев. Царевна при этом не знала ничего о своем женихе – помнит ли он ее, ищет ли ее, жив ли он вообще. Но она несмотря ни на что — хранит верность своему суженному. И семь богатырей благодаря ее верности и искренности приняли с уважением ее решение.
Так и в нашей жизни встречается много соблазнов, которые заставляют сомневаться, а правильный ли я выбор сделала, может есть мужчины лучше моего суженного. И только верность и вера друг в друга царевича и царевны позволяет им преодолеть все испытания и быть вместе.

Мачехе все-таки удается обманом свести со свету царевну, отравив ее яблоком.

Смерть в контексте данной статьи рассматривается как трансформация: героиня «умирает» как девочка и «рождается» как женщина.
Как видно из этой сказки женская инициация включает три стадии: испытания, трансформации и возрождения. Эти стадии несут элементы страдания, поскольку психологически переживается как смерть.
В итоге прошедшие данную инициацию девушки обретают жениха, счастье в личной жизни.

Жених царевны находит ее и оживляет своим поцелуем.

Жених царевны отправляется на поиски своей возлюбленной, не спасовав перед долгими поисками, и целует мертвую царевну. Тут можно предположить, что девушка, вкусив отравленное яблоко, то есть, получив от мачехи негативную информацию о своей чувственности и сексуальности, как бы отказалась от нее. Но истинная любовь творит чудеса и в сказке и в реальной жизни. Только по настоящему любящей человек не испугавшись такого состояния своей возлюбленной способен пробудить ее к жизни.
И в конце хочется сказать – сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок и для добрых девиц тоже.
Возможно это не полный перечень тех смыслов и пониманий, которые может дать «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Но надеюсь, что изложила основные моменты.

Автор статьи: Лариса Пантелеева

Расскажите о нас своим друзьям!:)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Подписка

Понравилась статья? Подпишитесь на RSS .


Подать заявку на услугу


Комментариев нет к записи “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях глазами психолога”

Оставить отзыв

Пожалуйста, зарегистрируйтесь , чтоб оставить отзыв .